Вмятины на кузове автомобиля — довольно частое явление, с которым знакомы многие автолюбители. Самым простым и бюджетным способом устранения дефекта является вытягивание просевшего металла. Для этих целей используется прибор точечной сварки споттер.
Содержание
Назначение споттера
Споттер нашел широкое применения в авторемонтном деле. При помощи устройства (включая комплектующие: насадки, обратный молоток, пуллер) устраняются дефекты и вмятины на кузове автомобиля.
Благодаря конструкции споттера ремонт можно проводить на кузовных деталях напрямую, не снимая их с автомобиля. Споттер подходит для рихтовки дверей, крыльев, капота, крыши, порогов, багажника. Незаменим инструмент в работе в труднодоступных местах. Функциональность сварочного модуля напрямую зависит от вида и количества насадок.
Рихтовка споттером во многом облегчает трудоемкий процесс устранения вмятин.
Устройство и принцип работы
Чтобы понять, что такое споттер, рассмотрим его конструкцию.
Споттер (англ.: Spotter) состоит из сварочного модуля, окруженного металлическим корпусом, кабеля со сварочным пистолетом, провода массы (заземления) и насадок.
На лицевой стороне находятся кнопка включения, переключатели режимов работы, силы тока и мощности. У современных моделей настройки отображаются на ЖК-дисплее, что значительно облегчает регулировку показателей. Споттер (англ.: Spotter) может работать на постоянном и переменном токе.
Итак, что же такое споттер? В России споттером называется устройство для точечной сварки, нашедшее применение в автослесарной сфере.
Принцип работы споттером заключается в приваривании к деформированному участку тянущих расходников (колец, волновой проволоки). В петлю элемента продевается крюк обратного молотка, после чего тянущим движением “на себя” механик “распрямляет” вмятину на детали кузова.
При нажатии курка цепь замыкается и происходит подача тока на конец насадки. Устройство споттера исключает перегрев металлической детали и ее сквозной прожиг.
Как работать споттером (основные этапы):
- Извлечение аккумулятора из автомобиля;
- Установка провода массы вблизи места деформации;
- Подключение споттера к источнику питания;
- Выбор настройки и установка насадки на пистолет;
- Вытягивание вмятины обратным молотком при помощи иглы, зведочки или тянущего элемента. Для осадки металла используется угольный электрод.
Материал
Сварочный модуль устройства находится в металлическом корпусе, чаще всего в алюминиевом. Отдельные детали конструкции, такие как ручка, задняя крышка, выполнены из высокопрочного пластика. Кабели для варочного пистолета, заземления и питающий шнур имеют внешний прорезиненный слой.
Spotter напоминает сварочный инвертор. Ножки устройства имеют резиновую подошву, что повышает его устойчивость.
Конструкция ряда споттеров включает металлическую тележку, которая делает прибор более мобильным в эксплуатации.
Размеры и вес
Самым большим весом отличаются устройства, оснащенные тележкой (80-130кг).
Средний вес обычных споттеров для рихтовки металла 12-25 кг. Существуют мини-споттеры, предназначенные для домашнего использования. Их вес не превышает 5-7 кг.
Размеры споттер сильно колеблются. Модели на тележках достигают в высоту 80-90 см, в то время как компактные напольные споттеры 20-30 см.
Режимы работы и мощность
Средняя мощность 2000-3000 А. Чем выше этот показатель, тем функциональнее прибор. Однако стоит учитывать, что сила тока напрямую связана с задачей, которая ставится перед устройством.
Режимы работы:
- Приваривание колец и других вытяжных элементов — 800-1000 А;
- Приваривание волнистой проволки для выпрямления длинных и узких вмятин — 1200 А;
- Для работы с медным электродом — 1400 А;
- Прогревание детали графитовым электродом — 2200 А.
Насадки для споттера
Споттер работает при помощи насадок и расходных материалов.
Основными комплектующими являются:
- Обратный молоток. Эта одна из самых важных насадок для кузовного ремонта. Его можно использовать как самостоятельный прибор, так и в качестве оснастки для устройства;
- Электрод для сварки;
- Пуллер. Насадка позволяет исправить вмятину плавным выравниванием с минимальной деформацией материала;
- Угольный электрод. Подходит для прогревания и разрезания металл;
- Насадки на молоток: звездочка, игла , крючок, гребенка с шестью крючками для спиральной проволоки.
К расходным материалам относятся кольца, волнообразная проволока, шпильки, треугольники, винты, вытяжные шайбы.
Виды споттеров
Приборы для точной сварки бывают нескольких видов. По своему устройству и типу работы они делятся на инверторные и трансформаторные. Также существуют узкоспециализированные устройства, многофункциональные модели и небольшие компактные электромодули для базовых задач.
Инверторные
Инверторные приборы преобразуют энергию из напряжения разного вида. Они отличаются универсальностью. Компактный инверторный споттер легко хранить и перевозить. По качеству работ он сопоставим с трансформаторными устройствами.
Трансформаторные
Трансформаторные модели питаются напрямую от бытовой сети. Подходят для выполнения большого спектра задач: рихтовки, сварки и прогрева деталей. Наибольшей мощностью обладают трехфазные устройства.
По стали
Узкоспециализированные споттеры для ремонта стальных кузовов. По функциональности и количеству выполняемых задач не уступают обычным многофункциональным моделям. Однако благодаря узкоспециалированности качество сварки у них выше, чем у базовых агрегатов.
По алюминию
По своим свойствам алюминий имеет ряд отличий от других металлов. В настройках споттеров по алюминию учитываются особенности и характеристики материала, что положительно влияет на качество и скорость работ.
Многофункциональные
Многофункциональные модели подходят для сварки, резки и пайки различных материалов. С их помощью можно выравнивать вогнутые участки, выполнять осадку выпуклостей, прогревать кузовные части, приваривать болты и тормозные трубки.
Помимо односторонней точечной сварки многофункциональными приборами можно осуществлять двустороннюю сварку при помощи клещей, которые идут в комплекте.
Мини споттер
Небольшое компактное устройство для несложного ремонта. Мощность мини споттеров не превышает 1500 А, что достаточно для выправления небольших вмятин на кузове автомобиля. По размерам споттер сопоставим с паяльником.
Как работать споттером
Spotter нужен для ремонта как небольших вмятин, так и более серьезных повреждений. От типа вмятины (выпуклости) и ее размера зависит выбор режима, насадки и расходного материала.
Устранение маленьких вмятин
Маленькие вмятины чаще всего устраняются при помощи обратного молотка, в держатель которого устанавливается насадка звездочка или игла. Наконечник насадки напрямую приваривается к деформированному месту. При помощи пружинного механизма вмятина выправляется. Для этого подвижную гирю ведут резким движением “на себя”.
Работа с серьезными повреждениями
Для работы с глубокими длинными вмятинами используют кольца и вытяжные шайбы. Расходник приваривается к месту деформации при помощи электрода. В держатель обратного молотка крепится насадка с крючком, которым захватывается тянущий элемент.
Чем глубже и длиннее вмятина, тем больше используют для ее устранения кольцевых шайб, приваренных в ряд. Поддевают тянущие элементы гребенкой с крючками.
Как сваривать детали с помощью споттера
Для сварки деталей споттером в пистолет устанавливается электрод. На панели выставляются показатели для сварочных работ. Односторонняя сварка подходит для тонких слоев металла. Для двухсторонней сварки используют специальные клещи, которое подают тепловой импульс сразу с двух противоположных сторон конструкции. Споттером можно приварить листы толщиной 0,5-3 мм. Устройство подходит для установки металлических заплат на детали кузова.
Чем отличается споттер от инвертора
Spotter является более мощным прибором, чем инвертор. Сила тока споттера в среднем колеблется в пределах 2000-3000 А, в то время как мощность инвертора не превышает 600 А.
Еще одним преимуществом споттера является качество сварки. В процессе работы электрод не прожигает деталь, выполненную из тонкого металла. Степень нагрева кузовной части определяется автоматически благодаря встроенной электронике.
Сборка споттера своими руками
Сделанный своими руками споттер обойдется в разы дешевле покупного. Народные умельцы делают сварочное устройство на базе аккумуляторов, сварочных аппаратов и даже из бытовых микроволновок.
Наибольшее распространение получило аккумуляторное устройство благодаря своей автономности и мобильности. Его можно использовать во время гаражного ремонта и на открытом воздухе. Делается он из опорной рамы для АКБ, реле и самого аккумулятора. Конечно, самодельный споттер во многом уступает профессиональным моделям. Однако для частного ремонта небольших вмятин такой вариант будет вполне оправдан.
Как выбрать споттер
В магазинах представлен широкий ассортимент споттеров разных производителей.
Как правильно выбрать споттер для профессиональных и бытовых работ:
- Для профессиональной деятельности предпочтение лучше отдать функциональной модели с высокой мощностью. Такой прибор справится со многими задачами кузовного ремонта, исключив покупку дополнительных приборов и инструментов;
- Для сварки листового металла толщиной более 1,5 мм понадобятся двусторонние клещи;
- Для домашнего использования подойдет споттер средней мощности. С его помощью можно выровнять небольшие деформированные участки на дверях, крыше или капоте;
- Трансформаторные устройства предназначены для систематической работы, инверторные, напротив, незаменимы во время периодического ремонта;
- Наличие электронного механизма облегчает настройку прибора и контроля за показаниями в процессе ремонта.
Производители споттеров
Споттеры производят отечественные и зарубежные компании. Самыми известными брендами, выпускающими высококачественные устройства являются немецкие Garwin и Karcher, французский Hummer. Из отечественных производителей внимания заслуживает Русский мастер, у которого можно подобрать вполне достойную модель споттера.